Оценить и продать складень

  • Консультация эксперта онлайн за 7 минут
  • Выплатим деньги наличными
  • Лучшая цена выкупа -
    выше предложений ломбардов на 30%

Оценка и продажа складней

Сколько стоит старинный складень?

Как узнать стоимость старинного складня (походной иконы)? Давайте рассмотрим факторы, влияющие на цену складня.

  • Подлинность
  • Провенанс (происхождение)
  • Возраст
  • Сохранность
  • Иконописная школа
  • Клеймо (проба, годовик, пробирный мастер)
  • Регион
  • Меднолитая пластика, цинковая или деревянная основа
  • Драгоценные камни
  • Ювелирные техники ( эмали, басма, чернь, гравировка)
  • Реставрации
  • Комплекстность (створки, элементы декора)
  • Размер складня
  • Предыдущие владельцы
  • Выставки, в которых принимал участие предмет
Оценить и продать складень Фаберже

Складень с эмалью фирмы Фаберже

Важно учитывать каждый из факторов и соотносить их между собой. Например, сохранность соответствует возрасту. Только в таком случае мы получим правильное представление о ценности складня и определим его истиную стоимость. Оценка старинного складня проводится экспертом по иконописи.
Мы поможем оценить икону объективно и продать дорого!

Продать складень в Москве - 3 шага

Как продать складень в Москве, потратив минимум времени и нервов? В нашей скупке продать икону можно всегда в день обращения! Продажа иконы-складня происходит в 3 этапа:

1. Позвоните нам
или напишите

Отправьте фотографию иконы в WhatsApp, Telegram, на электронную почту.
Эксперт-оценщик назовет Вам предварительную сумму, за которую мы готовы приобрести Вашу икону.

2. Договоритесь о встрече с экспертом

Вы можете подъехать в офис на Арбат 35 или заказать выезд оценщика на дом, а также договориться о встрече в любом удобном для Вас месте. Выезд оценщика - бесплатная услуга в нашей компании.

3. Получите деньги сразу

Мы выплачиваем деньги во время сделки сразу, в полном объеме: без комиссий, без скрытых платежей. Сделка документально заверена. Полная конфиденциальность информации.

Старинные иконы складни

Что такое складень?

Складень - складная икона со створками. Складни были писаные на досках, медные, серебряные, литые. Основные виды складней, существовавших на Руси, являлись путными. То есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход. Некоторые многостворчатые складни так и назывались - «походные».

Дорожный иконостас

Воинам и странникам приходилось молиться в пути. Поэтому, помимо переносных миниатюрных образков, существовали дорожные и карманные иконостасы. Складни — это старообрядческие переносные иконы. Створки складных иконостасов закрывались, и изделие становилось компактным.

Складни можно разделить по материалу и технологии изготовления:

  • Литые иконы-складни (медные и серебрянные складни)
  • Деревянные складни

По назначению применения:

  • Наперсные
  • Тельные (нагрудные)
  • Ставные (поставные, киотные)

По количеству створок:

  • Диптих
  • Триптих
  • Полиптих
оценка старинной иконы с эмалью

Складень серебряный, XVIII век

Походная икона с 3 створками
Дерево, темпера, серебро

Трехстворчатый складень, "триптих", – самый популярный и полюбившийся народу вид. Средняя часть триптиха закрывалась двумя боковыми. В триптихах изображали троих святых: в центре икона Спас на престоле, на правой створке – Божья Матерь Заступница, а слева – Николай Угодник.
Складни из двух створок называются "диптих".
Если створок больше трех, то складень называли "полиптихом" - общим термином, обозначающим художественные и религиозные композиции из нескольких работ.

У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели , — писал архидиакон Павел Алеппский в документе 17 века о путешествии антиохийского патриарха Макария в Россию.

Прототип складня

Прообразом складней послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки закрывались встык.

Меднолитые складни

Медная пластика на Русском Севере

B глуши Поморья мастера Выгорецкой пустыни создавали композиции и изделия мелкой пластики. В Даниловском монастыре Выгорецкой обители изготавливались предметы 3 основных видов: складни, иконы, кресты. Складные меднолитые иконы объединяют единые стилистическо-иконографические признаки: качество литья, цветовая палитра эмалей и применение огневого золочения. По выговским образцам стали работать московские литейщики, но их изделия гораздо грубее поморских.

оценка старинной иконы с эмалью

Складень медный с эмалью

Богородица Казанская
Избранные праздники
Створки образца периода до XVIII века

Датирующие признаки меднолитых икон

Как правильно датировать икону? Специалисты по иконописи определяют возраст медной складной иконы в комплексе. То есть учитывают технологические, иконографические и палеографические признаки. Дополнительно специалисты используют следующие характеристики:

  • Толщина отливки
  • Цвет патины
  • Характер обработки ушек
продать складень старинный медный

Cкладень старинный медный

Для точной датировки важно проследить изменения предмета на протяжении времени, и создать шкалу относительных датировок. То есть верно датировать и грамотно оценить складень нам помогает представление о том, как менялась технология производства складней и икон напротяжении столетий. На примере поморских меднолитых икон мы видим, как со временем размеры створок по высоте и ширине уменьшились, сложные элементы лицевой стороны заменяются более простыми и технологичными, изменяется характер наложения эмалей и их цветовая гамма.

Виды створок складня

Процесс изготовления складней был гораздо более трудоемким, чем обычной иконы, так как створки и оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику. В первой половине XVIII века появились совершенно новые типы складней. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Из-за новой технологии изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех. Эти изменения произошли в период расцвета старообрядческой Выговской литейной мастерской.

Типы складней по количеству створок

Благодаря мастерам старообрядческой Выговской литейной мастерской широкое распространение получили 3 типа складней:

Двустворчатые складни с малыми створами

  • Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение
  • Деисус, Ангел-хранитель и святитель Николай Чудотворец

Трехстворчатые складни разной величины

  • Деисус с избранными святыми - складни-«девятки». Существовало два варианта иконографического извода. Наиболее популярным изводом является:
    В среднике: Деисус
    На левой створке: апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп
    На правой створке: Ангел-хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие
  • Изображения избранных трех из Двунадесятых праздников
  • Двунадесятые праздники (створы большие)
  • Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение
  • Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы)
Складень двустворчатый - оценка

Складень двустворчатый

Троица Ветхозаветная,
Богоматерь Знамение

оценка старинной иконы с эмалью

Складень трехстворчатый

Складень Деисус, 19 век
Избранные святые ("девятка")

оценка старинной иконы с эмалью

Складень четырехстворчатый

Двунадесятые праздники

Четырехстворчатые складни - «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы)

  • Изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
  • Изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа)

Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII — начала XX века и имели хождение по всей России.
Конечно, помимо выговских складней существовали и складни других литейных мастерских. Однако они резко отличаются качеством литья и грубоватостью изображений и отливок.

Cкладень трехстворчатый 19 век Деисус

Деисус - тип иконы, в центре - изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора). Главное место в центральном ряду иконостаса занимает икона Христа на троне. По сторонам от него находятся ростовые изображения святых. Все святые развернуты ко Христу, их руки сложены в молитвенных жестах. Они обращаются к Творцу с молитвой о спасении мира в день Страшного суда. Часто тексты их молитв написаны на свитках, которые они держат в руках. Складень Деисус 19 века оценивается по-разному из-за наличия особенностей. Цена складня 18 века зависит от сохранности складня и его подлинности.

Складень Двунадесятые праздники

«Двунадесятые праздники» — иконостас начала 18 века. Его еще называют «Большие праздничные створы».
Среди памятников русской медной пластики выделяются складни о четырех створах, на которых развернуты сюжеты христианских праздников и сцены поклонения чудотворным иконам Богоматери. Складные иконы этого типа пользовались необычайной популярностью в народной среде. Известен такой складень с 18 века на всей территории России.
«Двунадесятые праздники» – настоящее произведение искусства культуры старообрядцев. Из-за жестокого преследования староверов государственной властью, они были вынуждены постоянно странствовать. Литые металлические иконы оказались более подходящими к условиям пустешествия, чем большая храмовая утварь. Поэтому, именно в согласиях старообрядцев-беспоповцев после церковного раскола XVII века происходит подъем медного литья.
Цена складня 18, 19 века будет зависеть от качества литья, состояния, наличия эмали. Складни 18 века Двунадесятые праздники как правило имели очень высокую цену, а нанесение эмали поднимало ее еще выше. По этой причине специально делались более бюджетные варианты матриц для литья складней - без эмали.

Почему встречаются некомплектные складни (без нескольких створок)
В полном четырехстворчатом составе праздничный складень сегодня встречается редко. Согласно старообрядческой традиции, когда сыновья покидали отцовский дом и уезжали в собственные, иконостас разбирали на створки и отдавали в новую семью как оберег. По другой версии, когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью.
Поэтому со всеми четырьмя створками сохранилось лишь немного иконостасов и часто встречаются отдельные створки праздничного складня.
Прямоугольные створки отливали из медного сплава и покрывали эмалью. На них в каноничном порядке наносили изображение 15 иконографических композиций из Евангелия.
На первую створку слева помещали «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и «Новозаветную Троицу».
Центральной сценой средней створки было «Воздвижение Креста».
По сторонам располагались «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная» и «Успение Богородицы». На правой — иконы Богоматери с избранными святыми.

Нательные или солдатские складни

Солдатский складень 18 века - ценный исторический артефакт. По обычаю многие солдаты, путешественники и поломники носили как оберег нательные складни. Люди просили защиту в пути и бою, молились святым образам. Небольшой период времени в обиходе имелись складни с кусочками ткани и мощей, кресты-мощевики (энколпионы). Энколпион считается редким видом нательного креста. В основном находят нательные складни и распятия в местах, где происходили великие битвы. На жаргоне кладоискателей то, что было найдено в земле - копанина. Продать "копаный" нательный складень можно дорого, ведь меднолитые складни менее уязвимы, чем деревянные, и встретить их в хорошей сохранности проще.

Деревянные складни

Резные складни

Деревянные складные иконы были популярны на протяжении долгих веков. Наибольшее распространение на Руси получили трехчастные складни, в которых средняя часть прикрывается двумя боковыми створками. Деревянные складни компактны и удобны в использовании.

Почему складни изготавливали из дерева

Дерево - наиболее распространенный материал для иконы. Помимо легкой доступности материала, здесь был очень важен и смысл — дерево всегда ассоциируется с древом познания.

оценка старинной иконы

Резной старинный складень

Новгородская мастерская по изготовлению складней из дерева

В XII веке в Новгороде была открыта мастерская Олисея Гречина по изготовлению складней из дерева. Складни использовались в качестве сопровождения в поездках и походах. Вдохновителями для мастеров мелкой пластики были работы Андрея Рублева, Даниила Черного и их помощников.
Основными центрами изготовления образков были монастыри. В Москве в XV веке мелкими иконками занимался мастер Амвросий из Троице-Сергиева монастыря. Складни он выполнял в византийской технике. Например - резные иконы из дуба с изображением двенадцати праздников на створках и предстоящими у креста Богоматерью и Иоанном Богословом на среднике. Резные изделия из дерева были вставлены в золотой ковчег, украшенный сканью и сложными гравированными надписями вязью литургического содержания.

Складни деревянные живописные

Складни на дереве, с живописью теперой встречаются в хорошей сохранности не так часто, как меднолитые или латунные. Медные нательные складни порой лежат в земле очень долго, не разрушаясь (тут многое зависит от кислотности почвы). В то время как складные иконы на деревянной основе требуют особых климатических условий: уровень влажности, отсутствие температурных перепадов. Складень на деревянной доске очень капризен в хранении и уходе. Часты случаи, когда деревянной иконе не подходит климат в доме: реликвия покрывается кракелюром, иконная доска трескается. Именно поэтому так мало сохранилось старинных деревянных складней в коллекционном состоянии.
Складни, принадлежащие купцам, отличались тонкостью письма и богатством отделки. Характерный пример приводит Павел Алеппский:
В церкви покойного главы здешних купцов мы видели маленькую икону из трех дощечек, то есть с дверцами: фигуры ангелов на ней величиной с мух — работа изумительная. Жаль, что люди с такими руками тленны! Стоимость этой иконы 150 динаров (рублей)... но по мастерскому исполнению она неоценима.

Деревянные складни килевидной формы

Сюжеты деревянных складней разнообразны. Часто можно встретить складные иконы с изображением Николая Чудотворца. Популярность складней с этим святым связана с тем, что Святитель Николай - покровитель Русского воинства испокон веков. На складной иконе Николая Чудотворца со сценами жития, Святитель Николай располагается в среднике, а житейные клейма - на створках.

оценка старинной иконы

Cкладень старинный деревянный
килевидной формы

Складни в серебряных рамках и окладах

Порой поля складня из дерева украшали серебром или латунью. Делали это не только для красоты, но и для защиты деревянной основы складня от повреждений: складные иконы часто брали с собой в походы, и чтобы образ не повредить, он помещался в металлическую рамку. Иногда для складня изготавливали серебряный или латунный оклад. Сохранились работы известных фирм XIX века, изготавливавшие складные иконы с эмалью. Складни с клеймом Марии Семеновой, Павла Овчинникова, Ивана Морозова ценятся среди коллекционеров. Красота полихромных эмалей и клеймо знаменитой фирмы не может оставить равнодушным ни одного ценителя антиквариата.

оценка старинной иконы

Cкладень старинный c эмалями

Ювелирная фирма Марии Семеновой
Клеймо МС

Полковой складень - походная церковь

Для совершения богослужений в военном походе были распространены походные церкви. Походная церковь - это складень полиптих, состоящий из широкой центральной доски и прикрепленных к ней на петлях узких створок. По горизонтали такой иконостас разделен, как правило на четыре (реже – три) ряда. В центре композиции походной церкви - икона «Спас в Силах», помещенная в центре деисусного ряда. В центре пророческого чина, как правило, располагалась икона Божьей Матери «Знамение». На тыльной стороне крепилась табличка — «принадлежит такому-то полку».
Со временем расположение икон в складном иконостасе менялось. Походный складной иконостас, созданный в середине XIX века во Владимире: кроме широкой центральной доски он имеет четырнадцать складывающихся створок. В центре складного иконостаса – изображение Царских врат с образами четырех Евангелистов и Тайной Вечери над ними. В развернутом виде иконостас повторяет пятирядный иконостас храма, с соблюдением принятого в нем порядка чинов.
Каждый полк Русской армии до революции имел свою походную церковь. Зачастую полк получал название от иконы-заступницы. Например - Преображенский полк.
Традиция походных иконостасов русской армии относится ко временам Семилетней войны (1756-1763). По просьбе Суворова для русских воинов в Пруссии были изготовлены походные иконостасы. Затем идея создания походных храмов получила широкое развитие в период русско-японской войны по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая заказывала разработку и создание военно-походных церквей, храмов, в том числе и для санитарных отрядов, отправлявшихся на Дальний Восток.
Походные и переносные иконостасы, храмы, церкви всегда применялись при передвижении духовного лица с пасторскими визитами.
Деревянный полковой складень, полковая икона, походный иконостас - эти редкости непросто найти в хорошем состоянии. Бывает так, что сохранилась только 1 или несколько створок от всего складня. Даже в случае отсутствия нескольких створок полкового складня Вы можете продать его. Конечно, стоимость будет выше, если все створки в комплекте, однако все зависит от того, соответствует ли данная сохранность возрасту походного складня.

оценка старинной иконы

Походный складной иконостас
Строгановская школа, XVII век Дерево, темпера

оценка старинной иконы

Художественный центр (школа) - Владимир
Середина XIX века

оценка старинной иконы

Складень полковой походный
Россия, Вторая половина XIX века.

Оценить складень в Москве

Сколько стоит старинный складень из дерева? Это зависит от того, в какой сохранности он находится. На формирование цены складной иконы влияют все те же факторы, что и на другие антикварные предметы живописи, о которых мы говорили в начале. И подлинность, и происхождение, и качество живописи, и, конечно, сохранность. Эти критерии оценки икон и темперной живописи остаются неизменными, и актуальны в настоящее время.
Старинный складень на деревянной доске, с темперной живописью стоит от 10 тысяч рублей до 10 миллионов рублей. Определить точную цену деревянного складня можно у специалистов по иконописи.
Основываясь на многолетнем опыте, эксперты по антикварным культурным ценностям проведут анализ старинного предмета. Очень важен и анализ рынка антиквариата - спрос коллекционеров на тот или иной вид иконографии (сюжета), вид школьного письма, автора или художественного направления.

  • Иконографический анализ
  • Палеографический анализ
  • Датировка иконы
  • Исследование рынка антикварных икон

Оценка старинного складня, включающая в себя все виды анализа иконы и ее даировку, позволяет максимально точно определить, сколько стоит складень сейчас. Рыночная цена старинного складня - это та цена, за которую Вы сегодня можете продать складную икону и поправить свое финансовое положение. Именно спрос коллекционеров, культурная и художественная ценность определяет успешность продажи ценной рекликвии.

Продажа и оценка икон

Бесплатная оценка старинного складня в Москве

Где оценить и продать складень дорого? Приглашаем Вас обратиться к нашим специалистам за экспертной оценкой с последующим выкупом предмета. Компания "Афон" - авторитетный участник антикварного рынка и надежный партнер в сфере антиквариата. Мы специализируемся на скупке икон и сотрудничаем с музеями, фондами и частными коллекционерами. Располагаем суммами, чтобы выкупать иконы, превышая предложения ломбардов и комиссионных магазинов. Аргументированно ответим на вопрос сколько стоит складень, и предложим оптимальную цену выкупа.
Оценить и продать старинную икону в Москве всегда можно по адресу Старый Арбат, дом 35.

Вопросы и ответы

Определить подлинность может только эксперт по иконописи. Важно обращать внимание на следы обработки доски инструментом: у подлинных икон они более грубы. Тыльная стороны доски, ковчег, торцы - все здесь заслуживает внимания. Опытный эксперт видит разницу между работой старинным инструментом и современным. Важно так же учитывать происхождение складня. Если складень копаный, нужно сопоставить место его обнаружения, традиции местного населения, вид складня. Часто находят солдатские нательные меднолитые складни, небольшие двустворчатые складни с эмалью, и даже складни-мощевики.
Для определения подлинности антикварной вещи нужно обладать обширными знаниями и весомым опытом. Если Вы сомневаетесь в подлинности антикварного складня, обращайтесь за атрибуцией к нашим экспертам - оценка у нас всегда бесплатная.

Если на иконе в серебряном окладе нет клейм, то, возможно, эта икона в окладе была изготовлена до 19 века.
До третьей четверти 19-го века часто встречаются церковные изделия без клейм, так как за клеймо нужно было платить налог. И лишь по приказу Императора, в третьей четверти 19-го века всех мастеров обязали клеймить изделия. По всей России были созданы комиссии, которые проверяли рынки, магазины и мастерские на наличие клейм. За не клейменые изделия полагался штраф продавцу, а мастера запросто могли лишить лицензии.

Клиенты нашей организации - государственные и частные музеи, храмы, коллекционеры икон, ценители искусства. В отличие от мелких скупок, нам нет нужды сбивать цену как можно ниже, чтобы дать возможность заработать кому-то еще. Наш покупатель - это конечная точка прибытия ценной иконы. Именно этим обусловлена наша высокая цена выкупа икон.

Цена старинной иконы, которую оценщик назвал по телефону, во всех случаях точна на 99%. Стоимость старинной иконы при онлайн-оценке не расходится со стоимостью, которую эксперт называет при встрече.

1. Скупка и оценка икон требует серьезных знаний со стороны оценщка. Исходя из своего опыта и экспертных знаний, специалист проводит атрибуцию, пишет заключение и устанавливает цену старинной иконы. Выбирайте специализированные, узконаправленные организации. Скупки с разбросанными интересами, ломбарды, где 1 человек оценивает и бриллинаты, и фарфор, и иконы - не лучший вариант. Икону должен оценивать специалист по иконописи.
2. Онлайн-оценка - это всегда бесплатная услуга. Перед встречей обязательно нужно узнать предварительную стоимость иконы. Это сэкономит Ваше время, и Вы будете примерно понимать, сколько стоит Ваша икона.

Продать икону можно за 1 час.
Отправьте фото иконы в WhatsApp или Telegam. Оценщик ответит Вам в течение 10-15 минут.
Назначте встречу. Вы можете подъехать в наш офис или заказать выезд оценщика домой бесплатно.
Заключите выгодную сделку и получите деньги наличными или на карту.

Мы покупаем иконы без комиссии. Что это значит для наших клиентов? Все просто - клиент получает деньги сразу в полном объеме. Без ожидания, без комиссии за продажу. Комиссия - это долгий процесс с неясным финалом. Как долго Вы будете ожидать, пока кто-то купит икону, выставлнную в комиссионном? Возможно, месяц, два, а то и больше. Насколько велика будет комиссия за продажу?
Мы не удерживаем с наших клиентов комиссию за помощь в продаже, а осуществляем скупку икон без комиссии!

Услуга "Бесплатная оценка онлайн" доступна для всех жителей нашей страны.
Просто отправьте фото по номеру +7 (936) 228 80 88. Наш эксперт по иконописи подробно проконсультирует Вас, расскажет о ценности иконы и ее стоимости, и предложит варианты продажи складной иконы, если Вы находитесь не в Москве.
Вы можете продать складень в нашу скупку даже если находитесь в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, в Пскове, Костроме, Владивостоке, Хабаровске и других регионах нашей большой страны. Мы работаем по всей РФ.

Другие интересные разделы

Не более 3 фото


Для успешной отправки ожидайте уведомление
"Ваше сообщение получено"
или свяжитесь с помощью мессенджеров