Детальная проработка всех элементов композиции — отличительная черта мстерской иконописи. Мстерская икона покрыта элементами декора: звезды, облака и нимбы над головами святых заполняют все пространство, а узоры облачений святых выписаны очень тщательно.
Цветовая гамма с преобладанием сине-зеленого, изумрудно-зеленого, оранжево-красного и золотистого оттенков.
Лики святых интенсивно подсвечены, глаза их темны и написаны по одному образу.
Иконы Мстеры - характерные особенности
Мстёрские иконописцы
подражали традициям иконописных школ от Новгорода до Москвы. Художники Мстеры замечали лучшие приемы в других стилях и перенимали их. В Мстёре также велись работы по реставрации и поновлению старых икон, что позволяло лучше изучить древнеруские иконы и работу старых мастеров.
Лики с глубоко посаженными глазами характерны для икон мстерского письма.
Иконы мстерской иконописной школы разнятся по своему качеству. Те иконы, которые были выполнены ведущими иконописцами школы, впитали лучшие особенности палехской миниатюры со сказочностью пейзажей и драпировками одежд персонажей. А иконы массового производства схематичны.
Решающую роль в становлении иконного промысла Мстеры играли старообрядцы. В конце 18 века староверы составляли около 1/3 населения Мстеры. Они развивали торговлю и промышленность Богоявленской слободы.
В 19 веке некоторые мастера перебрались из Мстеры в Москву.
М. И. Дикарёв, В. П. Гурьянов, О. С. Чириков с сыновьями, Я. В. Тюлин.
Фрагмент иконы Богородицы, Мстера
Всех скорбящих радость
Икона Св. мученик Леонид
Мастерская В.П. Гурьянова, начало ХХ века
Суздальские письма - Палех, Мстера, Холуй
«Суздальские письма» — это иконопись села Суздаль, а также Палеха, Мстеры и Холуя. Суздальское иконописание распространилось в княжеском дворе и монастырях и было уделом монахов. Затем стало развиваться в монастырских селах. Сельские мастера занялись иконописанием и сделали его народным, доступным для простого человека.
Понятие «суздальская иконописная школа» стало объединяющим для икон Палеха, Холуя и Мстеры. Все они были выполнены по канонам и предписаниям официальной Церкви, за исключением тех произведений, которые изготавливались для старообрядцев.
Палех
Иконы Палеха имеют сходство с работами мстерских иконописцев. Палехские иконы отличаются множеством мини-сюжетов в одной иконе, многофигурностью, исключительного качества детализацией - "мелочная" роспись Палеха. Палехские иконы высокого уровня написаны в технике "плавь". То есть переход от одного тона к другому осуществляется настолько плавно, что не заметен. Это и есть признак мастерства и качественно выполненного образа.
Помимо сходств, есть и различия иконописи Палеха и Мстеры. Например, палехские мастера повсеместно использовали золотой, реже - голубой фон. Золотой фон на иконах Палеха используется не так часто, как сусальное золото на невьянской иконе, однако определенно пользовался успехом.
Мстера
Как и в любом селе, где была развита иконопись, иконы выполняли и кустарной работы (дешевые, народные), и высокого мастерства - для богатых заказчиков, и даже на экспорт. В селе Мстера в каждой артели и при монастыре были образцы икон академического письма, с которых делались копии (списки), и стилю которых подражали мстерские иконописцы. Объединяя стили московской, новгородской и строгановской школы, в Мстере создавали уникальные шедевры.
В произведениях художественного центра Мстера играла существенную роль и работа с серебром. Разнообразие художественных эффектов достигалось использованием золотого ассиста (штрихов из сусального золота или серебра на складках одежд и других мелких деталей).
В отличие от мастеров Палеха, иконописцы Мстеры уделяли большое внимание детальной проработке фона: миниатюрные изображения стилизованных монастырей и церквей, последние лучи исчезающего в закате солнца на фоне темного неба, декоративные растительные мотивы, а порой - реалистичные горки и растительность.
Икона «Рождество Богородицы», Мстера, 19 век
Конец XIX - начало XX века, Мстера.
Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
На примере образа Казанской Божьей Матери мы видим шедевральное мастерство иконописцев Мстеры. Сусальное золото, орнамент, проработка объема складок, ровный охристый тон ликов, превосходного исполнения декоративный орнамент словно речной жемчуг осыпал поля иконы. В иконе Казанской Божьей Матери письма мстерских художников мы видим соответствие канону: в иконографии «Одигитрия» Богородица указывает рукой на Христа. Казанский образ — оплечный, поэтому указания рукой мы не видим. Внимательно рассмотрим икону. При детальном изучении заметны золотые штрихи - ассист, письмо ликов "плавью", золотой фон, детально проработанный орнамент. Все эти признаки выдают высокое мастерство автора иконы, и его принадлежность к мстерским художникам-иконописцам.
Икона Казанской Божьей Матери, Мстера, 19 век
Холуй
"Народная" икона стремительно развивалась в Холуе: в середине XIX века в год различными артелями писалось до 2 млн икон. В Холуе создавались в основном ремесленные иконы, то есть простые и в чем-то лубочные. В селе сложился свой стиль: иконы теплого колорита, с преобладанием темных красок, среди которых часто встречался красноватый бакан.
Конечно, говоря о холуйских иконах, не нужно забывать, что они делились на "пробы" по качеству. Иконы холуя "первой пробы" подносили лицам царской фамилии, особое внимание придавалось их окладам. Изготавливались они заранее и хранились в ризнице монастыря.
"Вторая проба" - среднего качества иконы с преобладанием красного бакана
"Третья проба" — дешевые, расхожие образы для паломников из крестьянского сословия.
Иконопись для них была «конвеерная»: отдельно были столяры, отдельно позолотчики, а потом уже «доличники», занимавшиеся закладыванием колера на одеждах святых и пейзажах, «личники», писавшие лики. Этим они сокращали время создания иконы и уменьшали её стоимость.
Холуйские иконописцы готовили заказы для Троице-Сергиевой лавры. Особой популярностью из года в год пользовались небольшие иконы-пядницы (размером с ладонь), с сюжетом "Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому".
Лавра ценила аккуратность и качество исполнения работы холуйскими мастерами. Лаврское начальство отметило крестьянина Стефана Суботина «за искусство писанных им образов».
В конце XIX — начале XX вв. артели холуйских сел продолжали работать и выдерживали конкуренцию даже с очень популярными литографиями Москвы, но заказы к ним из лавры становятся не такими регулярными и уже не столь необходимыми, поскольку в Троице в 1890 г. появилась уже своя иконописная школа.
Фото мстерской иконы
Иконы Мстеры непросто распознать из-за стилизации под другие иконописные школы и древнерусскую иконопись. Художники Мстеры намеренно воспроизводили особенности средневековых школ. Это связано с тем, что у старообрядцев, заказывающих иконы в Мстере, были свои предпочтения. Например, небогатый крестьянин Севера заказывал иконы в стиле икон Поморья. Купцы, Сибири, казаки Кубани предпочитали произведения в стиле московской школы и «строгановских письм». На работах мстерских артелей встречаются надписи, например на одной из икон зафиксировали: «Подделок под Новгородское письмо Нестера Климова. Москва - 1862 года» Это говорит нам о том, что художники Мстеры работали под вкусы заказчика.
Мстерские иконы не были точными копиями древнерусских произведений. При пристальном рассмотрении мстерских образов мы видим, что в иконографическом решении допускаются отклонения от оригинала. Мастера сохраняли строгость форм, однако дробность складок гиматия Спасителя, прозрачность в пробелах, шрифт надписей на фоне отличают мстерские иконы от древних образцов авторства Андрея Рублева.
Первая четверть XIX века.
Мстера. Дерево, левкас, темпера.
Икона Господь Вседержитель, Мстера
Иконописец М.И. Дикарев, конец 19 века
Дерево, левкас, темпера.
Фрагмент иконы, Мстера 19 век
Иоанн Богослов
Икона Мстера - цена
Цена мстерской иконы зависит от нескольких факторов. Когда мы говорим о ценности икон Мстеры, следует полагать, что речь идет о высоком письме, а не о расхожих народных иконах деревенского письма. Если Вы хотите знать, сколько стоит икона Мстеры 18, 19 в.в., давайте разберемся, что же представляет собой оцениваемый предмет:
Материал иконы
Состояние иконы
Икона в окладе или без него
Возраст и сохранность
Подписи, клейма, печати
Реставрации
Если с определением принадлежности школы, авторства и цены мстерской иконы, а также поиском покупателя возникают трудности, обращайтесь к нашим специалистам. Предоставим бесплатную консультацию, экспертную оценку иконы онлайн и предложим Вам наиболее выгодную цену выкупа иконы Мстеры.
Лаковая миниатюра Мстера
Как и палехские иконописцы, художники Мстеры от религиозных произведений перешли к созданию лаковых миниатюр на шкатулках, коробочках и пудренницах. Сюжеты со страниц библии заменили на сюжеты русских народных и авторских сказок и сценки из бытовой жизни.
Изготовление лаковой мстерской миниатюры
Мстерские художники использовали черный цвет в основном для полей, этим мстерская лаковая миниатюра отличается от лаковой миниатюры Палеха. Шкатулки Мстеры смотрятся ярче, "легче", светлее.
Изготовление мстерских шкатулок весьма трудоемко.
1. Сначала создают заготовку для росписи.
Полосы картона смачивают водой, наматывают на форму, сушат. Отдельно прессуют картон для крышек и донышек, затем склеивают изделие.
2. Затем следует эскиз - припорох. С помощью кальки и мела на заготовку переносят контуры рисунка.
3. После этого следует этап роскрышь, то есть создание композиции. Это слово родственно иконописному термину "раскрытие" - закладывание основных цветов в композиции.
4. Далее - роспись. Прорисовывают орнаменты, лица и прочие детали.
5. Бликовка - завершающий этап. Готовому рисунку придают объем с помощью бликов: их наносят белилами и сусальным золотом. Очень похоже на ассист в иконописи, не правда ли?
* Ассист - в иконописи нанесение штрихов из сусального золота или серебра
Лаковая миниатюра Мстера
Икона Мстеры 19 века
Чудо Георгия о Змие
Продать икону Мстера
Иконы Мстеры разнятся по качеству, но если мы говорим о произвеениях высокого письма, то такие иконы можно продать дорого. Коммерческий интерес к Мстерской иконописной школе не угас и в наше время.
Для успешной продажи иконы необходимо сотрудничать с платежеспособным и заинтересованным покупателем. Ведь кто разбирается в ценности икон,
во-первых, заплатит за предмет дороже,
а во-вторых - приведет антиквариат в коллекционный вид.
Очень важно при продаже иконы знать, в какие руки она попадет. Наши клиенты - коллекционеры, располагающие средствами для восстановления и содержания культурных реликвий в соответствующих их возрасту и ценности условиям.
Мы выкупаем старинные иконы. Купим Вашу икону в день обращения - присылайте фото в WhatsApp! Вы получите полноценную консультацию и достойное предложение по выкупу старинной иконы. Продайте икону прибыльно!
Как продать икону Мстеры и не продешевить
Продать икону и не встретить перекупщика - задача не из простых.
1. Сложилось устойчивое мнение, что авито и другие интернет-площадки занимают перекупщики, которые выкупают иконы за копейки, зарабатывая миллионы. Иногда это действительно так, но происходит это из-за того, что люди не разбираются в антиквариате и соглашаются на предложения ломбардов и скупок.
Если предложили на Ваш взгляд мало, то попросите аргументирвать оценочную стоимость иконы .
2. А если предложение заманчивое - реальное ли оно? Иногда при оценке онлайн предлагают неадекватно высокую цену выкупа. Правдиво ли это обещание или это всего лишь уловка для того, чтобы клиент приехал?
У нас можно оценить старинную икону и продать ее дорого. Наши специалисты понимаеют ценность икон, разбираются в иконописных школах, определят автора, регион создания и точную стоимость художественного произведения - в соотвествии с тенденциями антикварного рынка.
Наша культура начинается с религиозной живописи. Россия в ее иконе - с древних времен и по сей день. Печально держать в руках осыпающуюся крупными кусками икону, и радуешься, когда видишь созидательный труд грамотного реставратора.
Иконы художественного центра Мстера - это национальное достояние страны, и к его сохранению мы должны отнестить ответственно.
Вопросы и ответы
Клиенты нашей организации - государственные и частные музеи, храмы, коллекционеры икон, ценители искусства. В отличие от мелких скупок, нам нет нужды сбивать цену как можно ниже, чтобы дать возможность заработать кому-то еще. Наш покупатель - это конечная точка прибытия антикварной иконы. Именно этим обусловлена наша высокая цена выкупа старинных икон.
Цена старинной иконы, которую оценщик назвал по телефону, во всех случаях точна на 99%. Стоимость антикварной иконы при онлайн-оценке не расходится со стоимостью, которую эксперт называет при встрече.
1. Скупка и оценка икон требует серьезных знаний со стороны оценщка. Исходя из своего опыта и экспертных знаний, специалист проводит атрибуцию, пишет заключение и устанавливает цену старинной иконы.
Выбирайте специализированные, узконаправленные организации. Скупки с разбросанными интересами, ломбарды, где 1 человек оценивает и бриллинаты, и фарфор, и иконы - не лучший вариант. Икону должен оценивать специалист по иконописи.
2. Онлайн-оценка - это всегда бесплатная услуга. Перед встречей обязательно нужно узнать предварительную стоимость иконы. Это сэкономит Ваше время, и Вы будете примерно понимать, сколько стоит Ваша старинная икона.
Продать икону можно за 1 час.
Отправьте фото иконы в WhatsApp или Telegam. Оценщик ответит Вам в течение 10-15 минут.
Назначте встречу. Вы можете подъехать в наш офис или заказать выезд оценщика домой бесплатно.
Заключите выгодную сделку и получите деньги наличными или на карту.
Мы покупаем иконы без комиссии. Что это значит для наших клиентов? Все просто - клиент получает деньги сразу в полном объеме. Без ожидания, без комиссии за продажу. Комиссия - это долгий процесс с неясным финалом. Как долго Вы будете ожидать, пока кто-то купит икону, выставлнную в комиссионном? Возможно, месяц, два, а то и больше. Насколько велика будет комиссия за продажу?
Мы не удерживаем с наших клиентов комиссию за помощь в продаже, а осуществляем скупку икон без комиссии!
Услуга "Бесплатная оценка онлайн" доступна для всех жителей нашей страны.
Просто отправьте фото по номеру
+7 (936) 228 80 88.
Наш эксперт по иконописи подробно проконсультирует Вас, расскажет о ценности иконы и ее стоимости, и предложит варианты продажи старинной иконы, если Вы находитесь не в Москве.
Вы можете продать икону в нашу скупку даже если находитесь в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, в Пскове, Костроме, Владивостоке, Хабаровске и других регионах нашей большой страны. Мы работаем по всей РФ.