Владимиро-Суздальская иконопись

Владимиро-Суздальская школа иконописи - иконы Палеха, Холуя и Мстеры

Оценка иконописи
Владимиро-Суздальских сел

Понятие «суздальская иконописная школа» со временем стало объединяющим для икон Палеха, Холуя и Мстеры. Все они были выполнены по канонам и предписаниям официальной Церкви, а изображенные образы имели характерное своеобразие местного письма.

Палех, Мстера или Холуй?

Как атрибутировать икону

Чтобы грамотно оценить старинную икону, нужно знать как можно больше информации о ней. Однако с атрибуцией икон Владимирских сел возникают трудности даже у опытных специалистов. Первое, что усложняет задачу при индентификации - это заимствование различных стилей у других иконописных школ. В моде фряжское письмо - и в мастерских Владимирских сел создают образы с мягкими тенями, живоподобными ликами, заменяя темперу на масло. Старообрядцы ценили иконы, стилизованные под древнерусскую живопись с каноническими плоскостными и суровыми ликами святых. Для них выполнялись соответствующие старообрядческим канонам иконы.

Вторая сложность при оценке иконы - это родство мастеров, занимавшихся промыслом. Иконописцы мастерских Палеха, Мстеры и Холуя имели близкие, порой семейные и творческие связи. Художественные приемы передавались из поколения в поколение, смешиваясь и перенимая друг у друга технику иконописи.

В иконах конца 19 века мы видим начало нового периода – эпохи эклектики. Мастера-иконописцы отбирали лучшие композиционные и художественные приемы всех эпох и направлений. Такое разнообразие стилей может сбить с толку при проведении палеографического и стилистического анализа. Наш эксперт подготовил для Вас легкий и интересный материал о том, как развивалась Суздальская и Владимирская школы иконописи.

Стилевое смешение икон - Владимирские села

Крупные иконописные мастерские обменивались иконописцами из соседних уездов и губерний. Эта практика позволяла художникам совершенствовать технику письма, использовать опыт и лучшие практики художников из других регионов.
Для современного коллекционера или реставратора это значит, что сейчас мы не можем с уверенностью провести границу между понятиями "Суздальская школа иконописи" или "Владимирская". Эти понятия объединяют в одно - Владимирские села.

Владимиро-Суздальская земля славилась зодчеством, а именно - белокаменными храмами. Обилие храмов позволило иконописцам проявить свой талант в деле. Например, Владимирский Успенский собор расписан фресками Андрея Рублева, в том числе присутствует сюжет "Второе и страшное Христово пришествие". Однако по мере строительства возникала потребность в иконах и фресках. Приходилось приглашать мастеров из соседних губерний. Это способствовало не только развитию местной школы живописи, но и распространению местного стиля в другие регионы. Например, Ярославль приглашал художников из Ростова, где находилась епископская кафедра со своими мастерскими.

То есть, икона суздальского письма - это икона, писаная мастером из окрестностей Владимирской губернии, Суздаля и других прилегающих сел.

Техника иконописи во Владимирских иконописных селах

XVII век ознаменовался расцветом иконописного ремесла. С приходом к власти династии Романовых в селах вырастали новые храмы, для них требовались иконы в большом количестве. Именно в это время иконное дело становится главным наследственным занятием населения Владимирских сел. А после реформ Никона и церковного раскола население разделилось на 2 воинствующих лагеря - староверы и новолюбцы. Иконописцы отозвались на это разнообразием расхожих икон. К XVIII веку художественные центры производили на поток множество икон, закрывавших нужду в религиозной атрибутике и монастырей, и частных заказчиков. Например, Холуй превратился в крупнейший кустарно-ремесленный иконописный центр, первый поставивший на поток массовое производство икон любого толка и качества. Именно это обстоятельство сделало Холуй лидером среди суздальских мастерских вплоть до конца XIX века.

До нашего времени дошли главным образом иконы 18 и 19 веков. Иконы Владимирских сел 19 века едва ли возможно объединить конкретными характеристиками. Мастерские писали произведения на заказ. Делали они это, как и современные, исходя из потребностей и финансового положения заказчика. Прославленные мастера писали дорогостоящие произведения. Их можно узнать по тонким ровным линиям, детализации ликов, архитектуры, разделке волос, складок, лучей и узоров на одеянии. Это высокое мастерство и музейная ценность. Например, как на иконе Преподобного Иосифа Волоцкого, представленной ниже.

Теперь давайте рассмотрим икону Пресвятой Богородицы. Среди антикваров иконы, в которых преобладает пигмент красный бакан, получили название "краснушки". Линии на ней имеют более широкую толщину. Отсутствует прежнее изящество. В характере образа больше декоративности. Эта икона представляет ценность с художественной и исторической точки зрения. Однако таких икон было довольно много, и они не являются редкостью.

Как мы видим, разница между этими иконами весьма значительная и в стилистике, и в цене.
Но все же, кое-что, объединяющее эти иконы есть.

Характерные особенности икон Владимиро-Суздальских земель

  • Обратная перстпектива всегда присутствует на канонических иконах и символизирует бесконечную веру.
    На светских картинах мы видим перспективу линейную - предметы, как и в реальной жизни, становятся меньше по мере их удаления от смотрящего, а линии сводится в точку - тупик.
    Вера тупика не имеет, она бесконечна. Поэтому и предметы, и лики святых, написанные на первом плане, по размеру меньше тех, что на заднем плане, а линии расходятся в беконечное пространство. Логика земного мира не распространяется на иконопись - на иконе предметы видны с трех, а порой и с четырех сторон.
  • Церковь уделяла большое внимание соблюдению иконописцами строгого канона.
    Сюжеты на иконах, иконографию, композицию художники не придумывали сами, а воспроизводили из прорисей. Это контурные схемы, созданные в монастырях. Они диктовали сюжеты, позы и элементы иконографии святых. Такие ограничения предписывались церковью в целях борьбы с пережитками язычества. Посмотрите на икону Спас Нерукотворный Ростово-Суздальской школы: суровый и аскетичный лик, линейность и плоскостность изображения. Те же черты мы можем увидеть и во Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.
Суздальская школа иконописи - иконы Палеха, Холуя и Мстеры
Автор статьи

Основатель скупки «Афон» | Публикации

Атрибуция иконы требует от искусствоведа опыта взаимодействования с иконами различных временных периодов и стилевых направлений. Иконы Владимирских сел часто необоснованно недооценивают, называя низкую цену выкупа. Если при продаже иконы сотрудник скупки не аргументирует, почему предложил именно эту сумму, если не может назвать временной период и регион создания иконы, то остерегайтесь такого подхода. Знания позволяют нашим оценщикам предлагать клиентам реальные суммы выкупа. Если специалист уверен в своем опыте, он никогда не будет занижать цену выкупа. Честность - это признак экспертного подхода к скупке старинных икон.

Другие интересные разделы