Владимиро-Суздальская иконопись
Палех, Мстера или Холуй?
Как атрибутировать икону
Чтобы грамотно оценить старинную икону, нужно знать как можно больше информации о ней. Однако с атрибуцией икон Владимирских сел возникают трудности даже у опытных специалистов. Первое, что усложняет задачу при индентификации - это заимствование различных стилей у других иконописных школ. В моде фряжское письмо - и в мастерских Владимирских сел создают образы с мягкими тенями, живоподобными ликами, заменяя темперу на масло. Старообрядцы ценили иконы, стилизованные под древнерусскую живопись с каноническими плоскостными и суровыми ликами святых. Для них выполнялись соответствующие старообрядческим канонам иконы.
Вторая сложность при оценке иконы - это родство мастеров, занимавшихся промыслом. Иконописцы мастерских Палеха, Мстеры и Холуя имели близкие, порой семейные и творческие связи. Художественные приемы передавались из поколения в поколение, смешиваясь и перенимая друг у друга технику иконописи.
В иконах конца 19 века мы видим начало нового периода – эпохи эклектики. Мастера-иконописцы отбирали лучшие композиционные и художественные приемы всех эпох и направлений. Такое разнообразие стилей может сбить с толку при проведении палеографического и стилистического анализа. Наш эксперт подготовил для Вас легкий и интересный материал о том, как развивалась Суздальская и Владимирская школы иконописи.
Стилевое смешение икон - Владимирские села
Крупные иконописные мастерские обменивались иконописцами из соседних уездов и губерний. Эта практика позволяла художникам совершенствовать технику письма, использовать опыт и лучшие практики художников из других регионов.
Для современного коллекционера или реставратора это значит, что сейчас мы не можем с уверенностью провести границу между понятиями "Суздальская школа иконописи" или "Владимирская".
Эти понятия объединяют в одно - Владимирские села.
Владимиро-Суздальская земля славилась зодчеством, а именно - белокаменными храмами. Обилие храмов позволило иконописцам проявить свой талант в деле. Например, Владимирский Успенский собор расписан фресками Андрея Рублева, в том числе присутствует сюжет "Второе и страшное Христово пришествие". Однако по мере строительства возникала потребность в иконах и фресках. Приходилось приглашать мастеров из соседних губерний. Это способствовало не только развитию местной школы живописи, но и распространению местного стиля в другие регионы. Например, Ярославль приглашал художников из Ростова, где находилась епископская кафедра со своими мастерскими.
То есть, икона суздальского письма - это икона, писаная мастером из окрестностей Владимирской губернии, Суздаля и других прилегающих сел.